“Африканские стихи Гумилёва сделали его поэтом: он нашёл оригинальную тему и занял с ней своё место в поэзии. Начало этой темы — небольшой цикл в сборнике «Романтические цветы», открывающемся стихотворением «Жираф».„
“Со времен мифического одиссея известно, что самое лучшее прикрытие для ведения разведывательной работы - это путешествие. причем путешественник может даже и не знать-не ведать о том, что он выполняет такую "интересную" функцию. здесь все зависит от умело "поставленной" задачи и еще более умело "организованной" отчетности: недаром еще совсем недавно даже самые простые советские люди называли незабвенный "интурист" самым многочисленным филиалом КГБ.„
“Формулировка названия данной статьи может вызвать недоумение: на каком основании объединяются именные, сугубо индивидуальные мифологии столь разных (и столь «разноименных») авторов, как Н. Гумилёв и Ю. Олеша? Оправданием служит то обстоятельство, что наши «личные» имена «собственно, менее всего являются личными они переводят наше персональное бытие в родовое, сопрягают нас с небесными либо историческими патронами, фиксируют нашу сопричастность природному миру» [1. с. 46-47].„
“Как известно, биографической основой для ахматовского “Реквиема” (1935-1961) послужил арест её третьего мужа Николая Пунина и её сына Льва Гумилёва. Но и страдальческая тень Николая Гумилёва без сомнения бросает отсвет на читательское восприятие цикла.„
“Монография Юрия Зобнина «Н. Гумилёв – поэт Православия « (Санкт-Петербург, 2000) стала библиографической редкостью. Автор книги Юрий Владимирович Зобнин, – филолог, историк русской литературы XIX–XX веков, заведующий кафедрой литературы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, автор многочисленных научных работ. Вниманию читателя представляется фрагмент из его книги, где проводится анализ известного стихотворения поэта «Городок» (1916). В этом стихотворении развернута картина русского провинциального городка.„
“В бумагах Глеба Петровича Струве в Гуверовском архиве (Стенфорд, США) хранится копия листка с портретом неизвестного мужчины, со стихоподобным текстом неустановленного автора и с развернутой сигнатурой Н. Гумилева:
Н Гумилев
Шарантон
близь Парижа
Франция
Эпохи первой Республики„
“Второй стихотворный сборник Н. С. Гумилева «Романтические цветы», впервые вышедший в Париже в самом начале 1908 г., рассматривался почти исключительно лишь как несамостоятельный этап в длительном ученичестве поэта: до первой публикации настоящей главы в 1987 г. он по достоинству нигде не был оценен и не получил детального критического анализа[1].„